Родственные связи.

Опубликовано: admin
        Как известно, в исламе огромное значение уделяется укреплению родственных связей.
    Самые близкие родственники – это кровные родители. Счастливы те, у кого они есть, у кого они живы, чьи родители небезразличны к своим детям. Родителей никто не может заменить, к сожалению. Когда они есть – мало кто это ценит. Дети, которые выросли без отца или без матери по тем или иным причинам, лучше остальных понимают, насколько это незаменимо и невосполнимо.
    В Исламе почтение к родителям стоит на одном из первых мест. В одном из многочисленных хадисов говорится:
    «Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки).
    Поддерживание родственных отношений – это поддерживание связей, проявление благонравия, мягкости, уважения, помощи и заботы о близких. Конечно, каждое из этих дел может отличаться от близости и нужды родственников. Так, к примеру, близким родственникам чаще уделяется время и забота, бедным и слабым из них больше финансовой или физической помощи, чем состоятельным и здоровым. И, конечно, это также зависит от возможности самого человека, который хочет поддерживать связь с родственником.
    В качестве определения одним из шейхов было предложено следующее: «Всеобъемлющим смыслом поддерживания родственных связей является - доставление всевозможных благ и отведение всевозможного зла по мере возможности».
    Говоря о тех, кто является поддерживающим родственные связи, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же; (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем (родственники его) эти связи порывают» (Бухари,5645).
    Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды пришел один мужчина к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О, посланник Аллаха! Поистине, у меня есть родственники, с которыми я связываю родственные узы, но они разрывают их со мной. Я проявляю к ним добро, однако они причиняют мне зло. Они поступают со мной сурово (невежественно), однако я проявляю кротость и мягкость по отношению к ним». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, это значит, что ты будто наполняешь их рты горячей золой. И не перестанет с тобой пребывать помощь от Аллаха против них до тех пор, пока ты на этом» (см.: «аль-Адабуль-Муфрад» 52).
    Поэтому человек должен совершать благодеяния родственникам и не обращать внимание на зло, которое они причиняют ему.
    Необходимо проявлять почтение ко всем родственникам, несмотря на общую тенденцию к свободе и стремлению жить независимо от других. Если раньше жили большими семьями в одном доме, то сейчас каждый стремится жить отдельно, даже будучи неженатым (незамужней). В итоге – снижение уровня внутрисемейных коммуникаций, духовная отдалённость друг от друга. Малейшая ссора, обида приводят к разрыву отношений, будто их и не было никогда. Даже близкие родственники могут годами не общаться друг с другом, созваниваясь друг с другом лишь в случае трагических происшествий.     Однако Всевышний велел нам сохранять добрые родственные отношения в любых ситуациях:
وَاتَّقُواْ اللَّهَ الَّذِي تَسَآءَلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيباً
    «…Бойтесь Аллаха, именем которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные отношения. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура ан-Ниса, 1);
    Всевышний увеличивает жизнь и удел тому, кто поддерживает родственные связи От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто хочет, чтобы Аллах увеличил ему удел (ризк) и продлил его жизнь, тот пусть поддерживает родственные связи» (см.: «аль-Адабуль-Муфрад» 56).
    Возможно нельзя заставить себя любить родственников, заставить себя забыть их обиды, но можно постараться оставаться хотя бы на связи, давая понять, что контакт не прерван и отношения могут быть возобновлены, и прошлое пересмотрено при взаимном согласии обеих сторон. Как говорится в Коране: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», «Разъяснены», аят 34)
    Передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), рассказывал о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «Я буду критиковать человека, который оборвал родственные связи, до тех пор, пока не уйдёт от нас такой (если есть)» – не встал никто, кроме одного юноши, который сидел на краю маджлиса (собрания учёных).
    Этот юноша пошёл к своей тёте, с которой не держал связь два года и сделал перемирие с ней, тётя спросила его: «А почему ты решил придти ко мне?», и тот рассказал: «Абу Хурайра упрекал того, кто оборвал родственные связи, пока не уйдёт с места собрания», тогда тётя сказала: «Вернись к Абу Хурайре и спроси, почему он так сделал», тот пошёл и спросил, на что Абу Хурайра ответил:
    «Я слышал, как Посланник Аллаха рассказывал, что там, где сидит человек, оборвавший родственные связи, не ниспосылается милость Аллаха» (аль-Асбахани, ат-Табарани).
    Таких историй и хадисов о грешности этого поступка много, и нужно быть очень внимательными и воспринимать то, что говорят Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).
          Что делать, если мой родственник — заблудший?
    Когда от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) отвернулись все в начале призыва, даже родственники, Сам Аллах сказал: «Увещевай близким родственникам». Аллах не сказал просто «соседям», «друзьям», а сказал «близким родственникам», которые, возможно, не прислушаются, но хотя бы не унизят, потому что унижение человека, есть унижение и родственников этого человека.
    Мы знаем дядю Пророка (мир ему и благословение) Абу Ляхаба, который был врагом Аллаха и Ислама, однако ни через кого не было передано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разорвал с ним родственные отношения или сказал: «Он мне не дядя», наоборот, когда один из сподвижников ругал Абу Ляхаба, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не ругай его, ведь он – мой дядя».
    Конечно, Пророк (мир ему и благословение) никогда не мирился с самим многобожием как идеологией. Такой же пример можно привести в отношении тех, у которых родственники немусульмане то есть пусть поддерживают связь хотя бы на уровне приветствия.
    Также под словами «поддерживание связи» не нужно понимать, что нужно сутками быть с друг другом или встречаться для совершения запретного. Человек просто помогает в любой дозволенной нужде, будет иногда ходить в гости, будет милосердно относиться к семье и т.д.
    Да поможет нам Аллах в соблюдении написанного!

Возврат к списку


не показывать окно 5 дней x
Блог от MAIDENLY
Подпишись! И сможешь читать нас чаще